Информация прокуратуры об ответственности за нарушения при проведении массовых мероприятий, ответственности владельцев социальных сетей и изменениях закона в сфере лесного хозяйства

За нарушения закона при проведении массовых (публичных) мероприятий предусмотрена ответственность

В связи с распространением в социальных сетях призывов к участию в массовых (публичных) мероприятиях, организуемых с грубым нарушением закона, органами прокуратуры принимаются меры по предостережению лиц, призывающих к незаконным действиям.

В целях недопущения возможных нарушений закона прокуратура разъясняет, что законом установлен порядок организации и проведения публичных мероприятий. В случае, если органами власти отказано в согласовании проведения мероприятия, то оно является несанкционированным.

Согласно статье 20.2 КоАП РФ организация и проведение несанкционированных мероприятий влечет привлечение к административной ответственности.

За призывы к участию, а равно само участие в таких акциях законом предусмотрена ответственность для лиц, достигших 16 лет, а именно, они могут быть задержаны на срок до 48 часов. Впоследствии к ним может быть применено наказание в виде штрафа, обязательных работ или административного ареста.

Отдельно следует обратить внимание на то, что лица, примкнувшие к несанкционированному шествию, также являются его участниками и несут ответственность.

За неоднократное совершение подобного нарушения статьей 212.1. УК РФ установлена уголовная ответственность, виновному лицу может быть назначено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

За участие в несанкционированном митинге несовершеннолетнего его родители могут быть привлечены к административной ответственности по статье 5.35 КоАП РФ за неисполнение/ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей.

С целью недопущения участия несовершеннолетних в подобных мероприятиях, родителям рекомендуется провести с детьми профилактическую беседу о недопустимости участия в несанкционированных публичных мероприятиях.

В силу части 1 статьи 19.3 КоАП РФ неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей влечет наложение на виновное лицо административного штрафа или административный арест на срок до пятнадцати суток.

За применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозу применения насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей частью 1 статьи 318 УК РФ предусмотрено наказание вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет.

Помощник Слободского межрайонного прокурора                                                                                                                                  Д. В. Останин

Ответственность владельца социальной сети

            Федеральным законом от 30.12.2020 № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» с 1 февраля 2021 года на владельцев социальных сетей возлагаются дополнительные обязанности в отношении распространяемой информации.

В частности, установлено, что владелец социальной сети обязан:

— не допускать их использование в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

— не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;

— соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством РФ о референдуме и законодательством РФ о выборах;

— соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.

Владелец социальной сети должен осуществлять ее мониторинг в целях выявления, в том числе:

— материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;

— информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;

— информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;

— информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена;

— информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим государственную власть в РФ;

— информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ.

В случае выявления информации, запрещенной к распространению, владелец социальной сети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к ней.

Лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем социальной сети в результате неисполнения им установленных требований, вправе обратиться за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации.

Федеральный закон вступил в силу с 1 февраля 2021 года.

Помощник Слободского межрайонного прокурора                                                                                                                        И.М. Докучаев

Новации в сфере лесного хозяйства

            4 февраля 2021 года вступил в силу Федеральный закон, направленный на совершенствование правового регулирования лесных отношений, а также призванный в целом повысить эффективность и прозрачность лесной отрасли.

В частности, документ предусматривает создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса (ФГИС ЛК) с обеспечением полной прослеживаемости древесины от ее заготовки, мест складирования до производства продукции ее переработки и вывоза продукции из Российской Федерации.

Транспортировка древесины и продукции из нее допускается только при наличии электронного сопроводительного документа, в котором указываются сведения о собственнике, грузоотправителе, грузополучателе, перевозчике древесины, ее объеме, породе, сортименте, пунктах отправления и назначения, о госномере ТС, а также реквизиты сделок с древесиной, если они совершались. При перевозке древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд, приобретении древесины на розничном рынке или в организации розничной торговли в объеме до 10 кубометров электронный сопроводительный документ не потребуется.

Хранение древесины после вывоза ее с лесосеки возможно будет исключительно на зарегистрированных во ФГИС ЛК складах, а переработка — только на объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, сведения о которых внесены в систему. Обязательно к исполнению требование регистрации во ФГИС ЛК сделок с древесиной и продуктами ее переработки.

Также законом предусмотрен перечень сведений, которые должны быть внесены в ГЛР: документы о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, древесине и сделках с ней, а также документы по управлению в области лесных отношений, обеспечению учета древесины и ее прослеживаемости, учета сведений о сделках с ней.

Закон обязывает создать в интернете единую электронную карту, на которой будут отражены сведения ГЛР. Карта будет бесплатна и доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам.

Кроме того, документ содержит положения, которые предусматривают проведение в 2021 году в ряде регионов эксперимента по передаче полномочий государственного лесного надзора на федеральный уровень, участие арендаторов лесных участков в тушении лесных пожаров и отказ от передачи лесных участков в субаренду.

Помощник Слободского межрайонного прокурора                                                                                                                             Е.С. Соловьёва